Уважаемые родители!
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р с 1 сентября 2012-2013 учебного года в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю) введен комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики (далее – ОРКСЭ)», направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. Время, отведенное на основные школьные предметы, не изменяется.
Этот курс разработан учеными и специалистами, привлеченными Министерством образования и науки РФ. Курс ОРКСЭ является комплексным и включает 6 модулей:
- основы православной культуры,
- основы исламской культуры,
- основы буддийской культуры,
- основы иудейской культуры,
- основы мировых религиозных культур,
- основы светской этики.
Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ будет носить светский характер: у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами проработаны межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для учащихся 4 классов.
Учебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – это комплект из 6 книг.
Учитывая возрастные возможности школьников 10–11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.
Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник должен обратиться к опыту своих родителей, других взрослых. Подготовка итоговых творческих работ также предусматривает посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.
Ежегодно в марте-апреле на родительских собраниях в МБОУ СОШ № 8 родителей знакомят с нормативными документами, обеспечивающими введение нового учебного курса, осветили содержание его модулей и особенности преподавания. Родители будущих четвероклассников делают свой выбор в пользу одного из модулей комплексного курса.
Результаты изучения комплексного курса за годы его изучения представлены в таблице:
Год | Количество учащихся | Основы православной культуры | Основы исламской культуры | Основы светской этики | Основы мировых религиозных культур | Основы иудейской культуры | Основы буддийской культуры |
2016-2017 | 96 | 17 | 19 | 20 | 40 | 0 | 0 |
2017-2018 | 103 | 13 | 22 | 48 | 20 | 0 | 0 |
2018-2019 | 123 | 28 | 31 | 33 | 31 | 0 | 0 |
2019-2020 | 103 | 23 | 27 | 30 | 23 | 0 | 0 |
2020-2021 | 105 | 26 | 27 | 25 | 27 | 0 | 0 |
Табличные данные свидетельствуют о праве выбора любого модуля и показывают, что в течение ряда лет родители (законные представители) обучающихся не выбирают модули «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры».
Не стоит забывать, что выбор осуществляется еще и исходя из возможностей школы. Решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе.
Специалисты, разработавшие новый учебный курс, дают родителям школьников практические советы:
- настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка;
- разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках;
- воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения;
- не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей;
- не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает; главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни;
- создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать объединению школьников, их родителей, учителей в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.
Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, в котором Вы письменно зафиксируете свой выбор. На родительском собрании Вы сможете получить ответы на все интересующие вопросы.
Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей курса ОРКСЭ не допускается и рассматривается как препятствование получению Вашим ребенком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ Вы можете получить на сайтах:
Информационно-методическое сопровождение субъектов Российской Федерации по введению учебного курса ОРКСЭ осуществляется через федеральный портал www.orkce.org.
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, светской этики представлены на тематических интернет-сайтах:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school->collection.edu.ru.
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
- Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
- Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
Информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах:
- http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
- http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
- http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;
- http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
- http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
- сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;
- сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Методические материалы
- Материалы открытого урока по теме: "Взгляд светский и религиозный" (читать
3.83 МБ)
- Материал открытого урока по теме: "Россия - наша Родина" (читать
3.41 МБ)
- Материалы открытого урока по теме: "Милосердие – закон жизни" (читать
996.72 KB)
- Материалы открытого урока по теме: "Стыд, вина, извинения" (читать
796.87 KB)
Участие в олимпиадах и конкурсах