В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Инклюзивное образование - это:

  • Гуманизация отношений участников образовательного процесса
  • Новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост преподавателя
  • Ученик, абитуриент, студент - центральная фигура в учебном плане
  • Гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды
  • Снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых; всемерное развитие природных дарований
  • Открытость образовательного процесса и стратегий образования 
  • Углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех; совершенствование материальных и духовных основ общества
  • Устранение всех видов дискриминации; содействие в реализации жизненных целей

Создание в Югре условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов 

В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями.

Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Согласно информации муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, с целью создания универсальной безбарьерной среды для обучающихся с ОВЗ в муниципальных программах в 2013-2015 годах предусмотрены финансовые средства в объеме 121 798, 7 тыс. руб.

            Данные средства позволят к 2016 году создать универсальную безбарьерную среду для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в 20% общеобразовательных школ, в том числе для получения инклюзивного образования. 

Буклет ОВЗ от психологовpdf644.28 КБ


План мероприятий по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения общего образования детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 8 (читать241.52 КБpdf)

Положение Об организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 8 (читать202.63 KBpdf)


Результаты самообследования МБОУ СОШ № 8

  • Акт обследования объекта социальной инфраструктуры
  • Информация о готовности МБОУ СОШ № 8 к внедрению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
  • Анкета по обеспечению внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Состояние доступности МБОУ СОШ № 8 для инвалидов и других маломобильных групп населения 

Доступно условно инвалидам, передвигающимся в креслах-колясках, инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидам с нарушениями зрения.

Доступно полностью инвалидам с нарушениями слуха и инвалидам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 


Приказы, положения и другие документы, регламентирующие реализацию  инклюзивного образования в МБОУ СОШ № 8

Федеральный уровень

  1. Конституция РФ, ст.43
  2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 13.12.2013 г., 28.05.2014 г., 17.07.2015 г.) (читать178.28 КБpdf)
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (читать63.58 KBpdf)
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего бразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (читать355.67 KBpdf)
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (читать5.05 MBpdf)
  7. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998г. № 124:
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов
  9. Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01. 06. 2012г.
  10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  11. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. (читать)
  12. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ. (читать)
  13. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (читать)
  14. Приказ Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм». (читать) 

Региональный уровень

  1. Постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 9 октября 2013 года № 413-п  «О  государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» (читать2.45 MBpdf)
  2. Постановление Правительства  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от   14 февраля 2014 N 54-п «О  государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе– Югре на 2014-2020 годы»;
  3. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры   от 13 декабря 2013 года № 543-п «Об организации инклюзивного образования  лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (читать146.70 KBpdf)
  4. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от  5 сентября 2013 г. №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»;
  5. Приказ  Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.05.2013 № 437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  6. Приказ  Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2014 № 85  «Положение об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению  образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам инклюзивного образования»;
  7. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.03.2015 № 345 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» (читать356.47 KBpdf)
  8. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04.02.2015 №107 «Об утверждении порядка взаимодействия субъектов образовательной деятельности при проведении обследования психолого-медико-педагогическими комиссиями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
  1. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.02.2013 №10-1209   «Методические рекомендации по формированию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях»

Муниципальный уровень

  1. Приказ УОиМП от 28.03.2014 № 179 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») введения инклюзивного образования»
  2. Приказ УОиМП от 11.11.2015 № 782 «О создании условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, рекомендованных территориальной психолого-медико-педагогической комиссией г.Радужный образовательным организациям» (читать827.62 КБpdf)
  3. Приказ УОиМП от 30.11.2015 № 850 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях города Радужный» (читать208.71 КБpdf)

Уровень общеобразовательной организации

  1. Приказ МБОУ СОШ № 8 от 10.04. 2017  №  210  «Об утверждении плана действий (Дорожной карты) по реализации ФГОС НОО ОВЗ на 2017-2020 г.г.» (читать210.96 KBpdf)
  2. Приказ МБОУ СОШ № 8 от 09.12. 2015  №  588  «О создании рабочей группы по введению в МБОУ СОШ № 8 федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (читать162.01 КБpdf)
  3. Приказ МБОУ СОШ № 8 от 09.12. 2015  №  589 «Об утверждении плана действий по  обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (читать444.93 KBpdf)
  4. Приказ МБОУ СОШ № 8 от 17.12. 2015  №  615 «Об утверждении плана-графика методического сопровождения введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в МБОУ СОШ № 8» (читать435.23 КБpdf)
  5. Положение об обеспечении условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан в МБОУ СОШ № 8 (читать232.82 KBpdf)
  6. Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 8 (читать221.51 KBpdf)
  7. Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся по итогам освоения АООП НОО  (в соответствии со ФГОС НОО ОВЗ) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8» (читать371.44 KBpdf)
  8. Положение об организации освоения обучающимися общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в формах семейного образования и самообразования) (читать384.95 KBpdf)
  9. Положение о разработке адаптированной рабочей программы  для детей  с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов педагога МБОУ СОШ № 8 (читать148.16 KBpdf)
  10. Положение о прохождении промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации в форме экстерната в  Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8» (читать254.09 KBpdf)
  11. Положение о порядке приёма детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» (читать144.37 KBpdf)
  12. Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  детей-инвалидов МБОУ СОШ № 8 по основным общеобразовательным программам на дому (читать257.26 KBpdf)
  13. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану (читать455.78 KBpdf)
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter