Составитель:
Наумова М.В.
учительрусского языка и литературы.

материалы урока (скачать115.66 MBzip)


Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-театр (нестандартная форма)

Основные педагогические технологии:

  • проблемное обучение,
  • личностно ориентированное обучение,
  • педагогика сотрудничества,
  • система И.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего человека),
  • игровые технологии,
  • коммуникативные технологии,
  • информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы:

  • аналитическая беседа,
  • индивидуальная и групповая работа учащихся,
  • метод творческого прочтения произведения,
  • работа со словарём,
  • наглядно-иллюстративные методы.

Формы работы на уроке:

  • слово учителя;
  • фронтальный опрос;
  • беседа;
  • интервью;
  • викторина «Кто такой Петрушка Уксусов?» (домашнее задание для урока-театра);
  • работа со схемой (восстановление схемы «Роды литературы»);
  • кроссворд-разминка «Театр»;
  • мини-лекция учителя «Особенности народного театра Петрушки Уксусова» с демонстрацией видов кукол народного театра;
  • инсценировка фрагмента спектакля «Петрушка Уксусов»;
  • импровизированный театр (подключение к спектаклю зрителей).

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация (с использованием программы mimio-студио);
  • Выставка «Народный театр» (экспонаты, костюмы, мини-театр предоставлены родительницей учащегося Томаровой Ириной Рудольфовной);
  • Реквизит для фрагмента спектакля, костюмы;
  • Аудиозаписи русской народной музыки;
  • Видеозапись фрагментов кукольных спектаклей «Петрушка», «Петрушка и чёрт»;
  • Наглядность (плакат «Ярмарка»), подготовленный учащимися;
  • Музыкальный инструмент (баян);
  • Программа спектакля  (каждому ученику и гостям).

Урок - это творчество учителя, опирающегося

на психолого-педагогические закономерности обучения,

и на требования современных образовательных стандартов …

Цели урока как урока внеклассного чтения:

  • Приучить учеников к самостоятельному чтению.
  • Стимулировать читательский интерес к русскому фольклорному творчеству как вечной ценности.

Задачи:

  • Образовательная: обучение осознанному чтению драматического произведения, знать особенности народного театра.
  • Развивающая: развитие аналитических способностей, познавательных процессов, творческих способностей, совершенствование навыка выразительного чтения.
  • Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего читателя, знающего и любящего русскую национальную культуру, воспитание эстетических норм восприятия театра как зрелища.

Феномен нестандартного урока – это объективное проявление чётко выраженной тенденции разнообразить  учебную атмосферу, вызвать неподдельный интерес к исследуемому и изучаемому явлению, дать возможность учащимся раскрыть свой потенциал и творческие возможности. Все эти возможности и предоставляет такая нестандартная форма проведения учебного занятия, как урок-театр.

Урок литературы проведён в 7в классе. Это класс со средними учебными способностями, самостоятельно мало читающий, но эмоционально отзывчивый на чтение произведений литературы в классе. В классе есть группа учащихся (6 человек), имеющих хорошие учебные способности и любящих читать.

            Данный урок внеклассного чтения основан на фольклорном материале (русский народный театр), предоставляющем возможность увидеть истоки рождения  современного русского театра.

Изучаемая тема включена в календарно-тематическое планирование  и приурочена  к апрельской неделе детской книги. Для этого класса она доступна, соответствует данной возрастной категории учащихся, вызывает их неподдельный интерес к фольклору.

Содержание урока способствовало формированию следующих компетенций:

  • коммуникативной (развитие монологической и диалогической речи),
  • информационной (развитие умений: работать с текстом произведения, с дополнительной литературой),
  • социальной (развитие умений: работать в творческой группе, принимать самостоятельные решения, проявлять толерантность, преодолевать разногласия, приходить к единому решению),
  • творческой (развитие умений обрабатывать информацию на аналитическом уровне, предлагать пути решения проблем).

Терминологический аспект урока литературы достаточно насыщен и сложен, это начало пути к постижению драматургии в старших классах.

Терминология:

  • роды литературы;
  • драма как вид сценического искусства;
  • театр;
  • особенности народного театра, включая его персонажей;
  • «условная реальность»;
  • балаган как понятие;
  • комедия о Петрушке Уксусове и её основные сюжетные линии.     

Результаты деятельности

В течение урока обеспечивалась субъективная позиция учащихся (ученики имели возможность свободно выражать свои мысли, проявляли уважение к мнению других, рефлексировали). Учащиеся ориентированы на самостоятельную работу по целеполаганию и решению образовательных задач урока. Основной акцент сделан на сотворчестве: учитель – артисты – журналист - зрители.

Невзирая на нестандартную форму урока, в его содержании чётко выделяются отдельные этапы учебной работы:

  • организационный этап (диалоговая инструкция по этике зрительского поведения в театре),
  • этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию  материала урока (мотивация через интервью у зрителей и кроссворд-разминку «Театр»),
  • этап целеполагания (формулируют учащиеся, оставляя проблемной зону воспитательной цели на её определение в конце)
  • этап проверки домашнего задания (викторина о Петрушке Уксусове, подготовленная учащейся);
  • этап работы с терминологией и словарной статьёй «балаган»;
  • этап изучения нового  материала (мини-лекция учителя с обращением к презентации, фрагментам видео и выставке с куклами),
  • этап закрепления изученного (демонстрация учащимися фрагмента спектакля и импровизированный театр-сюрприз со зрителями);
  • рефлексия (интервью у зрителей, ответ на проблемный вопрос по воспитательному значению урока). 

Сознательно опущен этап информирования учащихся о домашнем задании и его выполнении, так как, предвидя эмоциональный отклик на спектакль, задание дано заранее (для всех учащихся – отзыв о спектакле по плану из трёх пунктов письменно, для одного ученика – сообщение о жизни народного спектакля в театре балета).

В заключение хотелось бы отметить: прогрессивно лишь то, что эффективно. Считаю, что в этом направлении основные цели урока достигнуты.


 материалы урока (скачать115.66 MBzip)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить