Разработал:
учитель 
обществознания и

 

     В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ в апреле 2012 г.  отмечалось, что «миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи». Забота об одарённых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем. 
    Олимпиадное движение всегда было популярным, а сегодня оно становится  все более актуальным, востребованным  как среди учащихся, педагогов, так и со стороны родителей наших школьников. Престижность добавило и то, что  согласно Положению о всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 22.07.2007 № 286, победители и призеры заключительного этапа Олимпиады принимаются без вступительных испытаний в вузы для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю Олимпиады. Правовая олимпиада  по сравнению с другими конкурсами вообще явление инновационное, так как первые испытания начались в 2004 году, тогда как другие олимпиады, например, математическая, естественнонаучная по времени насчитывают больше 55 лет.
Вместе с тем, подготовка и участие в олимпиадах является серьезным испытанием и для ученика, и для педагога в силу следующих обстоятельств. Во-первых, подготовка к олимпиаде - процесс многоэтапный и сложный, требующий кропотливости и самое главное - системности. Во-вторых, несмотря на установившуюся цикличность проведения всех этапов олимпиады, каждый учебный год  ставит новые сложные задачи: на смену  выпускникам приходят новые ученики, с которыми вновь необходимо готовиться  в достаточно краткие сроки, чтобы приобрести необходимые  знания, опыт. В-третьих,  сложность заданий, как на муниципальном, так и на региональном, заключительном этапах год от года только увеличивается, а также усиливается конкуренция среди школьников. И самым главным обстоятельством является то, что основным наставником для ученика остается учитель, основное время которого направлено в большей степени на урочную деятельность и в меньшей степени - на подготовку   с учеником  к олимпиаде. Это создает не только дефицит времени, но и сложности в том,  что отсутствуют специальные программы по подготовке учащихся к олимпиадам и другим интеллектуальным конкурсам.  Курсы повышения квалификации пока не могут решить данные потребности педагогов, очень часто и учителю не хватает опыта, знаний в этой сфере деятельности,  а имеющие такой опыт  работы не спешат поделиться им, так как не считают его уникальным и востребованным для других педагогов.
    Очень важно отметить еще одну актуальную проблему для нашего российского образования - ее социальную направленность, то есть обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, которая должна понимать, осваивать и усваивать новые формы социальных отношений в условиях строящегося гражданского общества и правового государства. И в этом не последнюю роль играет правовое образование школьников. За последние годы наметились позитивные тенденции в этом направлении: в учебном курсе «Обществознание» с 5 по 9 классы изучаются вопросы права (правда, следует отметить, что они проходят  сквозь призму политологического метода), появилась возможность активно внедрять  курсы по выбору в 8-9 классах и элективные курсы в 10-11 классах правовой направленности, в старших классах при выборе учащимися социально-гуманитарного профиля им предоставляется возможность в течение 10-11 классов   изучать самостоятельный учебный курс «Право». И все же говорить о системности в правовом образовании  российских школьников пока еще рано. В Базисном учебном плане не выделены часы на отдельные курсы права, начиная с основной школы, недостаточно связано преподавание истории, обществознания и права. Ощущается недостаток качественной учебной литературы, других учебных материалов, информационных ресурсов, преподавание предмета чаще всего возлагается на учителей истории и обществознания, которые слабо владеют правовыми знаниями.
Поэтому так важны и актуальны «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденные Президентом РФ  28 апреля 2011 года. Одной из мер государственной политики названо «развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий», а также «повышение уровня юридической грамотности педагогов.

 

СКАЧАТЬ полный текст106.74 КБpdf

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить