В современном мире в век информационных технологий, информатизация охватывает всю страну и также затрагивает образование.
Нынешнее образование не мыслимо без использования компьютера, использование презентаций на уроке на сегодняшний день это одна из составляющих современного урока. Мы не задумываясь берём с собой электронный накопитель вместо кипы книг и плакатов, и приступаем к изложению материала. Перед учителем стоит цель: знания, умения, навыки, и в современном потоке информации достичь данной цели помогает компьютер.
   Перед директором образовательного учреждения встаёт задача оснащения рабочего места учителя современным компьютерным оборудованием.
   Информационные и коммуникационные технологии занимают всё более значимое место в профессиональной деятельности педагога. Нас не удивляет использование на уроках обучающих программ, разработанных профессионалами в области компьютерных технологий, или методических и дидактических материалов, подготовленных самим учителем с использованием доступных ему программных средств.
   Конечно же, это обусловлено достижением образовательной цели, но с другой стороны нужно не забывать о правомерности использования программных продуктов, начиная с выбора операционной системы и до выбора прикладных программ.
  Еще в 2007 г. в целях обеспечения лицензионной поддержки программных продуктов в российских школах Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1447-р. был поставлен пакет программного обеспечения "Первая помощь". Также в данном распоряжении говорится о необходимости разработки и внедрения в образовательных учреждениях свободного программного обеспечения по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения. Это значит, что скоро администрациям образовательных учреждений придется принимать самостоятельное решение об использовании того или иного программного обеспечения как в учебном-воспитательном процессе, так и в остальных сферах своей деятельности.
  В ряде субъектов Российской Федерации реализуется пилотный проект, связанный с использованием СПО. В школах устанавливается комплект свободного программного обеспечения (ПСПО) параллельно с коммерческими программным обеспечением. Он содержит набор программ, отвечающий нуждам образовательного процесса в школах и аналогичный по функциональности единому пакету базового программного обеспечения:

  • операционная     система для персональных компьютеров     на базе Linux;
  • пакет     офисных приложений;    
  • средства     разработки;    
  • программы     для редактирования графики;
  • архиватор     и антивирусное программное обеспечение.         

  В 2009 г. проводится доработка пакета свободного программного обеспечения на основе опыта, полученного в ходе пилотной эксплуатации. Предполагалось, что к 2010 г. пакет с ПСПО будет стоять на каждом компьютере во всех российских школах, что позволит образовательным учреждениям после окончания срока лицензии на программное обеспечение Microsoft перейти на использование свободного программного обеспечения.
  Так как корпорация Microsoft является коммерческой организацией, ее продукты необходимо приобретать за деньги. Приобретая операционную систему, приходится приобретать офисные приложения дополнительно, это разные продукты, что вызывает дополнительные затраты, к тому же лицензия Microsoft ограничивает пользователя, один продукт-один компьютер. Так же не стоит забывать о подверженности данной операционной системы вирусам, а как следствие- необходимость приобретать антивирусную систему. Антивирусные продукты как крупные, так и мелкие требуют ежегодных финансовых влияний.
  Если говорить о финансовых влияниях, конечно же, говоря о малом количестве компьютеров в образовательном учреждении ,где их количество с трудом превышает десяти, можно ещё поразмыслить о приобретении коммерческого программного обеспечения, но в тех школах в которых число компьютеров превышает сто единиц, а иной раз и двух сот, стоит задуматься.
Говоря о расходовании финансовых средств, почему-то все зацикливаются на продукции корпорации Microsoft, но если же так хочется потратить деньги почему же не приобрести прекрасный продукт Macintosh?
Компьютеры занимают важную часть нашей жизни, поэтому в школах ребят обучают работать с операционной системой и в средах различных программ. На сегодняшний день большинство школ работают с ОС фирмы Microsoft, а именно система Windows XP/7.
  В школьном курсе предмета «информатика и ИКТ» учащиеся 5-9 классов изучают следующие программы под ОС Windows:

  • Блокнот;   
  • Клавиатурные тренажеры (работа с мышью) Baby type;   
  • Paint;   
  • Пакет MS     Office (word, excel, power point, access);   
  • Различные исполнители ;   
  • Языки программирования (Pascal, QBasic);   
  • Архивация файлов (WinRar,  WinZip);   
  • Проводник.

  Использование этих программ обусловлено тем, что они развивают (формируют) основные навыки и умения, которые прописаны стандартом данного предмета.
  Учащихся учат работать в программах написанных фирмой Microsoft и другими коммерческими организациями, что обходится крайне дорого.
Рассмотрим программы, изучаемыми школьниками под ОС Windows, альтернатива которым есть в Linux:
Блокнот. Хорошей     заменой ей будут являться следующие     программы: текстовый редактор gedit,     KWrite и др.     Эти программы можно использовать не     только, при изучение простейшего     текстового редактора в младших класах,     но при изучении языка HTML в старших классах.   
  Клавиатурные тренажеры (работа     с мышью) Baby     type.     Альтернатива ему Сборник     обучающих игр (GCompris).     В нем вы найдете и клавиатурные тренажеры     разных уровней, и упражнения с мышью,     и задания на развития алгоритмического     мышления и др.
Paint.     Альтернатива ему KolourPaint.     Этот графический редактор совсем не     отличается от привычного Paint.
Пакет MS     Office (word,     excel, power point, access). Альтернативой     является     пакет     OpenOffice     (writer,calc,impress,base).     Интерфейс всех этих     программ практически одинаков, что     позволит изучить основные функции     каждой программы, которые могут     пригодиться школьнику в будущем.
  Различные исполнители     (ГРИС-стрелочка, кенгуренок,     лого-миры). Одними из     возможных замен будут исполнитель     Черепашка и QBasic256.     эти программы дают значительное     представление учащимся о ГРИС.    
Языки программирования (Pascal,     QBasic).     Изучение этих программ является важным     этапом в изучении курса «Информатика»,     так именно с изучения языков     программирования начиналась информатика.     Поэтому важно найти подобные программы.     И полным клоном языка Pascal является     freePascal и GnuPascal.
  Архивация файлов     (WinRar,     WinZip).     Подобием этих программ     является программа Менеджер     архивов. Этот архичатор     работает по умолчанию с Zip архивами, но     легко устанавливается пакет для работы     с Rar архивами.
Проводник. Вкладка     Переход,     которая расположена на главной панели     задач, имеет функцию Проводника.
  Помимо изучения программ школьники учатся работать в графической среде ОС: изменение параметров мыши, изменение параметров рабочего стола, изменение параметров монитора, настраивать время и дату, устанавливать и удалять программы и пр. Все эти действия аналогичны в Linux.
  Можно сделать вывод, что изучение школьного курса «Информатики и ИКТ» не ухудшится, а даже в какой-то мере улучшится, так как ребята начнут мыслить шире, а не зацикливаться на одном программном обеспечении ,и будут хорошо ориентироваться в разных операционных системах.
  Надо заметить, что у многих коммерческих программ существуют прекрасные бесплатные аналоги, просто потребители раньше не задумывались об этом. Сейчас их активно подталкивают к выполнению требований закона, подразумевая, что увеличится процент приобретений дорогостоящих лицензий. Но есть и другой вариант перейти на свободное программное обеспечение. Причиной скепсиса в области миграции на свободное программное обеспечения является консерватизм пользователей и низкий уровень информационной граммотности, причем это беда не только России, но и всего мира. Проблема в том, что сейчас в образовательных учреждениях учат не столько пользоваться компьютером, сколько пользоваться одной совершенно конкретной операционной системой. Оказываясь один на один с любой другой операционной системой, пользователь понимает, что он ничего не умеет, кроме как нажимать определенную последовательность кнопок в определенном интерфейсе. Именно в этой области требуется приложение государственных сил, власть должна решить, хочет ли она, чтобы граждане умели обращаться с вычислительной техникой, управлять ею, или, чтобы они были придатком к определенному набору программного обеспечения, без которого они не смогут управлять компьютером.
  Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Реалии организации учебного процесса с применением информационных технологий таковы, что вопрос интеграции в него свободного программного обеспечения (СПО) это не вопрос завтрашнего дня.
  Наше образовательное учреждение уже три года использует свободное программное обеспечение и никакого дискомфорта в плане обеспечения образовательного процесса мы не испытываем, более того все финансовые средства направлены на расширение компьютерного парка и развитие инфраструктуры образовательного учреждения.
  Прежде чем выбирать траекторию развития информатизации вашего образовательного учреждения, необходимо чётко понимать ,куда уходят деньги.


Статья опубликована в журнале "Директор школы" 05.2013


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить