В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных детей. Данная памятка позволит вам шире взглянуть на существующую проблему и своевременно выявить ребенка, права и интересы которого нарушены, а также содействовать профилактике социального сиротства.
Основные понятия:
дети, права и законные интересы которых нарушены — дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в обстановке, представляющей действиями или бездействиями законных представителей угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, а также дети из семей, где родители (законные представители) не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
жестокое обращение — жестокое или плохое обращение с ребенком включает все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, отсутствие заботы, пренебрежение, способные привести (или приводят) к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти.
Основные виды жестокого обращения:
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которое вызывает серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Как распознать факт физического насилия?
Нужно обращать внимание на:
 
  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей ног и рук в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду);
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове.
На неслучайный характер травм могут указывать:
 
  • множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
  • несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
  • наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
  • появление травм после выходных или праздничных дней.
Особенности поведения ребенка:
 
Младший школьный возраст — стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы, одиночество, отсутствие друзей, плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться, агрессивность.
Подростковый возраст — побеги из дома, употребление алкоголя, наркотиков, попытки суицида, криминальное и антиобщественное поведение.
 
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМ НУЖДАМ РЕБЕНКА (МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, а также недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, в результате чего здоровье и развитие ребенка нарушаются.
На факты моральной жестокости могут указывать!
 
  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.
Особенности поведения ребенка:
 
  • постоянный голод и жажда: может красть пищу и т. п.
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания и участия;
  • частые пропуски школьных занятий;
крайняя форма поведения может проявляться как — инфантильность или принятие роли взрослого, поведение в «псевдовзрослой» манере, агрессивность или замкнутость, апатичность, гиперактивность или подавленность, неразборчивое дружелюбие, нежелание и неумение общаться, склонность к поджогам, жестокость к животным, раскачивание, сосание пальцев и пр.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ — однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей или других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
Распознать факт эмоционального (психологического) насилия над ребенком
  • можно по особенностям, присущим таким детям!
  • задержка психического развития,
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость,
  • низкая самооценка,
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против себя), подавленное состояние,
  • депрессия, попытки суицида,
  • избыточная потребность во внимании,
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность),
  • ложь, воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со стороны взрослых с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
Распознать факт сексуального насилия можно 
по особенностям психического состояния и поведения ребенка!
 
Таким как:
  • регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста),
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками,
  • депрессия,
  • низкая самооценка,
  • агрессивное, антисоциальное поведение,
  • сексуализированное поведение,
  • употребление алкоголя и наркотиков,
  • уходы из дома,
  • насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Если ребенок своим поведением, внешним видом или состоянием вызывает у вас мысль, что он может подвергаться жестокому обращению со стороны взрослых. 
Незамедлительно сообщайте о данном факте! 
Не оставайтесь  безынициативными! 
Не забывайте, что речь идет о детях!
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter